Единый Непостижимый Всевышний являет Себя в Единстве:
Шакти – Его динамическая Сила и вся Полнота проявленности, тождественная самому Шиве.
Нара – индивидуальность (jIvAtma), «Сын» Шивы и Шакти.
Эта Троица (trika) пребывает в Абсолютной Любви и Вечном Единении (sAmarasya).
Каула постулирует супра-монотеизм. Существуют только одна Единая Шакти, Владычица всего (kuleshwarI), Её именуют Кали (Адья Кали и Пурна Кали). Она – Сила, стоящая за всеми формами Божественного, оживляющая их. В Кауле придаётся первостепенное значение именно женскому аспекту Единого, поскольку Шакти – это именно проявленная Сила и Благодать. Достигая Единения с Нею, сливаешься с Шивой, т.к. они едины.
Кали имеет три основных аспекта, символизируемых тремя слогами в Её мантре:
Камала (подразделяющаяся на Десять Махавидий).
Выделяют также 9 под-аспектов Кали, соотносящихся с Махавидьями.
Десять Махавидий:
Расширенный перечень включает 22 Махавидьи (по количеству слогов основной мантры). В отношении творения Кали проявляется пятью энергиями:
Триединая Богиня имеет форму Йони (женского полового органа), треугольника Камакала (букв. «истечение Любви»), тогда как Шива представлен точкой в его центре. Йони – этоКула, Полнота Шакти.
Высшая Богиня пребывает в космической Йони (mUlaprakR^itiH) и в йони каждой женщины. Поскольку Шакти – женское Начало Божества и оно же — проявленный Его аспект, то Божественность максимально выражена в женщине. По этой причине в Кауле женщины особо почитаемы.
Более того, женщина – основа Пути.
Высший Путь (Каула) был открыт Господом через Откровение (Agama). Откровение делится на пять потоков (AmnAya), которые изошли из пяти Ликов Садашивы. Эти Лики расположены по четырём направлениям и один – вверх, соответственно этому называются и амнаи.
Верхняя амная – Сущность духовного Пути вообще, единая Истина, которая пребывает в сердце любого подлинного учения.
К восточной амнае относят, наряду с прочим, буддийскую Тантру, а к западной – Каббалу и т.п.
Писания Каула можно подразделить на три основных категории:
Каула – это не конкретная индуистская секта, а сущностный подход, «прямой Путь», учение Спасения.
Каула – это учение Спасения, возвращения к изначальной Самарасье (Тождественности, Слиянию). Путь Каулапротивопоставляется пути мира (lauka), развёртыванию (pravR^ittiH). Поэтому он называется «сворачиванием» (nivR^ittiH).
Существуют три средства (upAya) на Пути:
по делению Трики на:
Шамбхава упая – непосредственное Постижение, спонтанное Знание, признание своей Природы Шивы (pratyabhij~nA).
Шакта упая – это собственно метод Тантры, шакта-йога.
Анава упая – все остальные, внешние, пути, имеющие относительную ценность.
Три упаи соотносятся с тремя типами (bhAva) людей:
По своим внутренним качествам люди подразделяются на три вышеперечисленных состояния, бхавы.
Для Пути Каула подходит второй, третий не подходит, а первый в пути не нуждается.
Первый тип – духовный, второй – душевный, третий – плотской.
Духовный Путь раскладывается на семь ступеней, ачар (AchAra).
Первые три находятся в пашу-бхаве:
1). Ведачара – законничество, ритуализм, обрядоверие, магизм. Человек на этой ступени верит в действенность различных обрядовых действий (в языческих религиях) или в спасительность выполнения закона (в монотеизме). Типичные примеры: восточное христианство (православие и т.п. – но не монашеское), иудаизм и ведизм.
2). Вайшнавачара – эмоциональный культ какого-либо божества. Человек верит в спасительность своего религиозного благочестия, молитв и преданности. Но преданность пока носит внешний характер. Примеры: протестантские церкви, кришнаизм.
3). Шайвачара – путь йоги знания и действия. Это уровень, на котором появляется подлинный монотеизм. Человек верит в спасительность знаний или усердной практики (sAdhana). Примеры – ислам, шиваизм, веданта.
4). Дакшиначара является переходной ачарой к вира-бхаве. В ней интегрируется опыт предыдущих ступеней. Человек от частных аспектов переходит к сущности Пути. Примеры: Тантра «правой руки», ортодоксальная Каббала и суфизм. Последующие две ачары относятся к вира-бхаве, а последняя – к дивья.
5). Вамачара – путь Благодати и Любви. Человек понимает, что Спасение недостижимо собственными усилиями и предаётся Шакти (Высшей и земной). Это первая ступень возвращения, нивритти. Примеры: Тантра «левой руки», гетеро-ортодоксальная Каббала и суфизм, радикальный гностицизм.
6). Сиддхантачара (имеющая несколько вариантов) – путь совершенных. Человек постиг сущность Пути, поэтому он не зависит более от формы. Это уровень подлинной Йоги и Агхоры.
7). Каулачара – Достижение состояния Трики; Свобода, Знание и Любовь.
Основа духовного Пути – искренняя и целостная вера в Бога и преданность — Ему, Шакти, Гуру и себе. Без веры Пути нет. Подлинно верующему Бог откроется – через Гуру, собственный Дух или через Шакти.
Каулика принимает, что он не способен спастись собственными усилиями, поэтому он вверяет себя Шакти, Которая раскрывает Себя как истинная Природа самого садхаки. Нет Истины помимо той, что уже в нас с самого рождения (sahaja). Каулика следует принципу сатьи – он искренен с собой и Богом.
Постигая свою природу, каулика выявляет свою Волю. Он понимает, что единственное, что он может и должен делать – это следовать ей.
Дабы воссоединиться с Шакти, дан пятиступенчатый метод шакта-йоги. Он представлен т.н. пятью макарами (они разъясняются в соответствующей статье). Основа шакта-йоги – садхана с женщиной (shaktiH).
Спасает лишь Любовь. Всё остальное может в лучшем случае помочь её раскрыть. В Любви существуют пять вкусов (rasa), высший из которых – эротический (shR^i~NgAra). Через Любовь (в том числе проявляющуюся вне контекста духовного Пути) Спасение доступно непосредственно. Состояние Любви – не от мира (alaukakI), оно – Сам Бог.
Каулика постигает Высшее в земном, практически реализуя принцип недвойственности. Для него мирские наслаждения и есть Йога.
Слияние – Высшее Состояние (bhairavAvasthA), Абсолютное Блаженство (paramAnanda). Путь к Самарасье лежит через неё же. «Единение Шивы и Шакти и есть, несомненно, Йога» — это верно во всех смыслах. Самарасья – это Трика.