Ом. Основы тантрической мантрологии излагаются в Тантрах, упатантрах и комментариях к ним. Помимо этого имеют большое значение устные наставления и разъяснения (упадеши) наставников конкретных школ своим ученикам. Важнейшие из мантра-шастр: Мантра-йога-самхита, Мантра-махарнава, Мантра-маходадхи и др. Они подробно рассматривают такие вопросы, как происхождение и назначение мантр, их классификация, условия и особенности практики, посвящения, качества учителя и ученика и др.
Посвящение рассматривается как существенно важная отправная стадия для начала мантра-садханы. Ученик должен не быть уродом, и глупцом, должен обладать помимо духовной мотивации и позитивных моральных качеств еще "равной верой и преданностью по отношению к Гуру, Мантре и Дэвате; лишенный благих качеств и недостойный ученик принесет Гуру одни лишь страдания" (Мантра-йога-самхита, 22-23). Гуру подбирает для ученика индивидуальную мантру в соответствии с принципами Кулакула-чакры, Нама-чакры, Раши-чакры, Накшатра-чакры, Акатхала-чакры и Акадама-чакры, т.е. выполняет предварительные нумерологические, астрологические и др. вычисления с целью выяснить, будет ли мантра для ученика благоприятной, нейтральной или негативной (рассматриваются десятки позиций и комбинаций). После надлежащего посвящения и передачи мантры, ученик выполняет пурашчарану, интенсивное повторение мантры в сочетании с медитацией и сопутствующими обрядами и предписаниями. Для того, чтобы мантра в полной мере "заработала", при пурашчаране следует учесть 16 основных и 12 вспомогательных условий (не считая дополнительных устных указаний Гуру). В Мантра-йога-самхите (31.1-10) говорится: "Подобно тому, как Луна проявляет себя в 16-ти частях (kalA), так и мантра-йога состоит из 16-ти составных частей..."
Вот эти части:
1. Бхакти: одинаковая вера и преданность Божеству, Гуру и Мантре (прежде всего сути и смыслу, заключенным в ней).
2. Шуддхи: состояние чистоты - внутренней (чистоты сердца, души и ума) и внешней (физической и ритуальной).
3. Асана: подходящее сиденье (обычно из травы kusha или оленьей шкуры, или согласно предписаниям Гуру и Шастр) и поза (чаще всего падмасана, сиддхасана, сукхасана или свастикасана). Мантра должна начитываться при неподвижном состоянии тела.
4. Паньчанга-севанам ("пятеричное служение"): регулярное совершение полного варианта служения своему Ишта-Дэвате, с обязательным чтением соответствующей Гиты (напр. Шива-гиты, Деви-гиты и др.), Сахасранамы (1000 имен), Стотры (гимна), Кавачи (защитной мантры-"брони") и Хридаям (мантра-"сердце").
5. Ачара ("путь; поведение"): следование законам, обычаям, правилам и предписаниям своей духовной школы (ачары) и указаниям наставника (ачарьи).
6. Дхарана: практика регулярной медитации, которой устойчиво надо придерживаться (корень "дхар" означает "держаться; концентрироваться").
7. Дивья-деша-севанам ("почитание божественных мест [присутствия]"): почитание (пуджа) внешних символов и атрибутов Ишта-Деваты у домашнего алтаря и в общественных святилищах, уважительное отношение к местам и символам Богопочитания других традиций и культов и недопустимость их оскорбления или осквернения.
8. Прана-крийя ("дыхательные упражнения"): пранаяма - йогическая, в целях поддержания чистоты и здоровья, и ритуальная (с ньясами, особыми мантрами и т.п.).
9. Мудра ("жест"): уметь выполнять подходящие жесты во время медитации, поклонения и садханы.
10. Тарпана ("жертвенное возлияние"): особое подношение Божеству (богу Солнца и Ишта-Девате) путем возлияния во время сандхья-ванданы.
11. Хавана ("сжигание"): совершение огненного жертвоприношения (хомы, агнихотры).
12. Бали-дана ("подношение угощения [Божеству]"): поднесение жертвы (плодов, сладостей, приготовленной пищи, иногда - жертвоприношение животных).
13. Йага ("жертва"): бывает внутренней (антар-йага) и внешним (бахир-йага). [пуджа, тарпана, хавана, балидана и йага (яджня) являются разными вариантами ритуалов внешнего обрядового почитания Божества, имеющими свои "технические" и иные особенности. Все они могут выполняться также и на внутреннем плане - заменяться особыми формами медитации.]
14. Джапа ("повторение"): собственно техника надлежащего произнесения мантры вслух, шепотом или ментально.
15. Дхьяна: созерцание и медитация на Божество мантры с целью отождествления себя с Ним.
16. Самадхи, или махабхава ("великое состояние"): погруженность в опыт реализации Божества как Смысла и Силы Мантры и как Души своей души.
12 дополнительных способов усиления эффекта мантра-садханы:
1. Шодхана ("очищение"): тщательное исследование и анализ своей практики с целью обнаружения ошибок, упущений, оскорблений Божества, Гуру, святынь, и устранение этих помех и загрязнений. Также означает самоанализ и очищение своего сознания от мешающих идей, иллюзий, заблуждений и прочей нечистоты ума.
2. Мантра-артха ("смысл мантры"): надо знать смысл и назначение, цель (артху) мантр (особенно биджа-мантр) и углублять свои познания в этой области с помощью изучения Шастр, указаний Гуру и советов более опытных садхаков.
3. Мантра-чайтанья ("сознание мантры"): надо знать, какими действиями можно пробудить энергию сознания, сконцентрированную в мантре.
4. Куллука: знать, какими "семенными мантрами" предваряются многослоговые мантры конкретных Божеств. Например, куллука Шивы - ОМ hauM, куллука Шакти (основных Ее аспектов) - OM hRIM.
5. Мантра-сету: установление с помощью "особой" мантры "моста" (сету) через пропасть, разделяющую сознание поклоняющегося и Сознание Божества, сокрытое в мантре. Обычно это определенная биджа, повторяемая ментально несколько раз перед практикой мантры.
6. Махасету ("великий мост"): универсальная великая биджа - пранава (ОМ); kRIM - для мантр Кали, huM - для мантр Тары, и т.п.
7. Нирвана: "особый" принцип для выправления внутренней духовной мотивации, который надо получить устно от Гуру (способ samputita и т.д..).
8. Mукха-шодхана (очищение рта) и джихва-шодхана (очищение языка): ритуальное (ачамана, особые мантры), йогическое и гигиеническое и моральное (принесение раскаяния за грех лжи, сквернословия и т.д.).
9. Прана-йога: дополнительные пранаямы и др. дыхательные упражнения и техники для очищения тонкого тела и сознания.
10. Дипани (освещение): следует прояснить все основные и возможные побочные эффекты от практики конкретной мантры, прежде чем приступить к ее садхане. Также способ сампутита с пранавой, произносимой 7 раз до и после.
11. Мантра-шутака ("загрязнение" мантры): для устранения этого загрязнения (побочного негативного эффекта) выполняются специальные действия способом сампутита с пранавой 100 раз до и после.
12. Мантра-доша (дефекты мантры) вызываются в случаях: недостаток или отсутствие веры в садхаке несовпадение его мотивации со смыслом и назначением мантры, ложь по отношению к инициирующему гуру (стремление скрыть от него настоящее намерение и обманом получить мантру) и Девате (стремление использовать его для служения своему эго, лицемерно прикрываемое показным "бхакти" и почитанием); пропуск отдельных слогов мантры; неправильное произношение - особенно перепутывание и неразличение долгих и кратких гласных или сходных звуков; использование мантры не по прямому ее назначению: разглашение эзотерической информации и сообщение самой мантры непосвященным, и др. Для устранения дефектов мантры используются дополнительные оккультные техники: вималикарана, дживана, тодана, апьяяна и др., а сообщения мантре дополнительной силы - бхрамана, родхана, вашикарана, пошана и др. Но все они применяются строго однократно по отношению к конкретной мантре.
Но и это еще не все. Изучать принципы науки мантра-шастры можно годами. Это требует немало воли и способностей. Поэтому на практике садхаки руководствуются прежде всего указаниями учителей. "Мантра-йога-самхита" (66-67) гласит: "Садхака, будь он вайшнавом, солнцепоклонником (саурой), шактой, ганапатьей или шайвой, всегда будет встречать упущения и проблемы, если будет выполнять садхану без наставлений Гуру. Хотя множество различных мантр дано в Упанишадах, Самхитах, Пуранах, Тантрах и мантра-шастрах, и различные формы почитания Пяти Божеств тоже описаны в Шастрах, все же выяснить, подходит Мантра и Дэвата кому-либо и согласуется ли с его внутренней природой, никогда невозможно выяснить только с помощью книг. Так же, как маленький светильник не способен разогнать ночную тьму, - а только солнце, - так и садхака может обрести соответствующую пригодность для садханы лишь с помощью Гуру. Без наставлений Гуру садхана мантра-йоги становится бесплодной и даже вредной. Если даже после надлежащего выполнения пурашчараны мантра не принесла эффекта, следует повторить весь процесс еще раз. Даже если и тогда мантра не принесла сиддхи, следует выполнить все в третий раз. Если и на третий раз мантра не стала приносящей сиддхи, следует прибегнуть к семи действиям - бхрамане, родхане, вашикаране, пидане, шодхане, пошане и дахане, описанным Господом Шанкарой в различных Тантрах. Пусть тогда садхака изучит их от Гуру, сведущего в Тантра-шастре".
Благо всем!