Различные направления тантризма оказали огромное влияние на менталитет и духовность индийских народов. Начиная с IV в. н. э. тантризм начал развиваться в различных формах (шиваитской, шактистской и вишнуитской), став в конечном итоге органичной частью такого обширного явления, как индуизм, и, более того, начиная с VI в. принял масштабы общеиндийской моды, как заметил М. Элиаде. Дж. Вудрофф (более известный под псевдонимом «Артур Авалон») пишет, что обряды экзотерического и эзотерического индуизма большей частью носят тантрический характер. По словам Кавираджа, тантризм оказал глубокое влияние на весь ход развития индийской мысли, и шакти садхана распространилась столь широко в древности и продолжает существовать в нетронутом виде до наших дней.
Поэтому, если понимание Индии до первых веков новой эры просто немыслимо без знания литературы Вед и эпосов, то постижение индийской культуры и религии последующего периода, вплоть до наших дней, безусловно, невозможно без изучения индуистской тантры.
1. Понятие индуистского тантризма
Термин «тантра» происходит от санскритского глагола tan, который переводится как «тянуть», «растягивать», «распространять», «увеличивать» и др. Суффикс traимеет инструментальное значение. На этому основании можно перевести данный термин как «то, что увеличивает/расширяет [знание (джняна)]» (М. Элиаде, Г. Фойерштайн). Можно его истолковать и иначе: «то, что размножает семью (увеличивает потомство)» (Д. Чаттопадхьяя), «то, что расширяет толкование Веды» (Ю. Эвола), «то, посредством чего передается спасающее знание» (Дж. Вудрофф), «расширение опыта и осознания всего сущего для достижение освобождения» (С. Сарасвати), «побуждение к трансцендентальности» (В.А. Ефименко), «приказание, предписание, т.е. учение (шастра)» (Дж. Вудрофф, С. Гупта).
Остановимся на следующем истолковании термина «тантра», которое, по словам С.В. Пахомова, получило наибольшее распространение и приобрело религиозный смысл: «тантра» есть то, что расширяет знание, либо то, что освобождает посредством особого знания.
Кроме того, слово «тантра» служит для обозначения определенных религиозно-философских или ритуальных текстов, излагающих доктрину и методы, которые можно определить как тантрические. Однако, иногда оно обозначает и нерелигиозные тексты (ср. «Панчатантра»).
Индуистский тантризм (= тантра) не является некой четко очерченной религиозно-философской системой (даршана), он не есть ни отдельная традиция, ни отдельная религия. Этот термин призван указывать на некоторый общий, как правило эзотерический, аспект различных индуистских традиций, которые могут даже и не считать себя тантрическими. Важно подчеркнуть, что этот общий аспект основывается не на ведийский принципах.
Некоторые авторы утверждает полную искусственность данного понятия, т.к. тантризм не есть ограниченный феномен, он «является фактически чем-то обширным, расплывчатым, и едва ли поддающимся удовлетворительному определению» (А. Паду). Иные авторы считают, что говорить о тантризме как о специфическом явлении можно лишь относительно некоторых практик (эзотерических), т.е. безотносительно к какой-либо конфессии (С. Дасгупта). Однако, данные подход не учитывает то, что в основе всякой практики лежит определенное мировоззрение, философия. Тантра – это не только практика, но и религиозная философия (В.А. Ефименко).
Несмотря на то, что некоторые исследователи (напр., А. Паду) считают выявление «тантрических элементов» в различных направлениях индуизма проблематичным, попытаемся выявить основные отличительные признаки индуистского тантризма, т.е. тот общий аспект, которые объединяет различные индуистские традиции. Подобное предпринималось рядом авторов (Гудриаан Т., Пахомов С., Игнатьев А. и др.). Итак, можно выделить следующие черты: представление о биполярном Абсолюте, выступающем в двух аспектах: мужском-статичном и женском-динамичном; особый статус женского начала; антиаскетизм; не отказ от мира, а трансформация его (т.е. соединение мукти(освобождение) с бхукти (наслаждение)); освобождение при жизни (дживанмукти) как цель; особая роль энергии слова и отдельных фонем; использование особых неведических инструментов для практики (биджа-мантры, янтры, мандалы, мудры и др.); сотериологическое значение полового соития (на ментальном либо на физическом уровнях).
Иные признаки, предлагаемые исследователями, на наш взгляд, не являются специфически тантрическими, т.к. присущи и другим традициям, не имеющим к тантре никакого отношения (тесное сращивание с йогой, отождествление макро- и микрокосма, огромная роль гуру, отрицание кастового деления, перевес в практическую сторону, эзотеризм, активное использование магии и оккультизма).
Все эти указанные отличительные черты можно подвергнуть критике, что и сделал Паду А., что говорит о том, что любой набор признаков нужно воспринимать как условный, не обладающий всеобщностью, но, тем не менее, создающий некоторое целостное представление о тантризме.
Пахомов С. В. полагает, что не наличие того или иного элемента определяет тантричность традиции, но акцентна каких-то из них. По его мнению, особый акцент на шакти как божественной энергии является существенным для тантризма.
Таким образом, под тантризмом можно понимать комплекс культовых практик, ритуалов, мистицизма и тайных обрядов, которые основываются на определенных религиозно-философских положениях, в центре которых находится концепция Высшей Силы, т.е. шакти, методом соединения с которой, среди всех прочих, является половое соитие, как на ментальном, так и на физическом уровнях.
2. Генезис и развитие индуистской тантры
Отвечая на вопрос о генезисе тантризма, нам необходимо определиться относительно источников и датировки его появления. Если обратиться к работам исследователей, то можно выделить три магистральные позиции в отношении истоков тантризма.
Дж. Вудрофф утверждает, что в тантрах нет ничего неведического. По его мнению, майтхуна (ритуальный секс) упоминается во многих ведических текстах. Однако, как подчеркивает Пахомов С.В., в этих текстах «идея секса еще не связывалась с представлением о мокше и прежде всего подчеркивала аспекты плодородия». Также в ведические времена имело место ритуальное употребление опьяняющих напитков: сура(вино), опьяняющий (или галлюциногенный) напиток сома. Что касается поклонения богине, то в ведийской литературе упоминается Сарасвати (богиня речи), Вак(«Речь»), Ратридэви (богиня ночи), Дурга, Адити. Нечто похожее на биджа-мантры (к примеру, слог пхат) встречается в «Ригведе». «Мандукья-упанишада» посвящена слогу Ом. Аналоги тантрической кундалини-йоги: термин кунамнама («та, которая сильно скручена» («Ригведа», X. 136. 7), потоки жизненной энергии, XV. 15. 2-9), восемь «колес» твердыни (т.е. тел) богов ((«Атхарваведа», X. 2. 31), мистическая анатомия нади(каналов) («Чхандогья-упанишада», VIII. 6. 6), асаны(позы) и пранаяма (котроль за дыханием) ( «Шветашватара-упанишада», II. 8-13).
Что касается времени появления тантризма как целостного феномена, то этот вопрос столь же туманен, как и предыдущий. Чаттопадхьяя Д., датируя некоторые тантры VI – VII вв. н. э., считает, что тантризм существует в Индии не менее пяти тысячелетий. Ш. Шастри прослеживает тантрическую форму культа с начала I тыс. до н.э. Большинство же ученых (напр., Джоши М. К., Элиаде М., Пахомов С. В. и др.) относит появление тантризма к эпохе Гуптов (320 — 544 гг. н.э.). Пахомов С.В. полагает, что к IV – V вв. н. э. тантризм уже вполне сложился, а наиболее ранние тексты, тексты панчаратры, датируются начиная с V в. н. э. К послегуптскому периоду также относят появление тантризма следующие ученые: Н. Ф. Рукавишникова (VII-VIII вв.), А. Паду (после VIII в.), Лэйн Литл (VIII в., тамильские сиддхи), Ф. О. Шрадер (VIII в., панчаратра) и др.
Если время появления тантры не столь очевидно, то время его расцвета как правило относят почти ко всему средневековью начиная с IX в. С этого времени она начала пользоваться колоссальным влиянием и даже господствовать на многих территориях Индии. Но, в течении XIX в., как заметил Лоренцен, тантризм теряет доминирующее общественное положение в результате усилий индийских реформаторов. Тем не менее, в большинстве реформаторских движений. Примерно в середине XX века сформировалась т.н. «неотантра», совмещающая в себе ценности западного «общества потребления» и сексуальной революции с «тантрическими элементами», которая распространилась по всему миру. Можно упомянуть такие движения: движение Ошо Раджниша, «Сахаджа йога», «Ананда марга», «Миссия Рамакришны», интегральная йога Шри Ауробиндо и др. В России неотантризм представлен такими именами: С. Лобанов («Тантра-сангха»), А. Лапин, Л. Тетерников, П. Острикова, А. Фомичев, Ю. Варра и др.
3. Основные направления индусского тантризма
Обычно используемые в научной литературе («секта», «школа», «орден») не совсем адекватны для обозначения индуистских течений, т.к. последние никогда не имели строго очерченной организационной структуры. В индуизме используются следующие термины: сампрадая (традиция), марга (путь), мата, шасана (учение), амная (традиция), стотрас (поток, течение) и др. Ядром является пара гуру-шишья (учитель-ученик), отношения между которыми и формируют линию преемственности (парампара, «друг-за-другом»). Эта линия в последствии оформляется в традицию (сампрадая). Мы предлагаем остановиться на термине «традиция» как наиболее нейтральном и соответствующем действительности.
Наиболее удобно классифицировать традиции индуистской тантры по главным ветвям индуизма – шакта, шайва, вайшнава, саура и ганапатья.
4. Философия индуистского тантризма
Метафизика. Проблема определения природы Божества – главная проблема тантрической метафизики. Абсолютная реальность в шайво-шактистском тантризме именуется Шивой. Шива есть Парамешвара(«Высший Бог»), пассивный Абсолют, который не поддается никакому определению, т.к. является Ниргуна(«без качеств»). Абсолют разворачивает себя в объективный мир посредством своей энергии-Шакти, которая не отделима от него. Шива и Шакти, пишет Абхинавагупта, едины, как «огонь с теплом». Камалакар Мишра приводит три варианта аллегорического описания отношений Шивы и Шакти, которые могут встретиться в текстах: 1) Шива и Шакти изображаются как супруги или как пара в любви. Это наводит на мысль, что Шива и Шакти – это двое, существующие в гармонии. 2) Шива и Шакти также известны как Шактимана («обладатель Шакти, или силы») и Шакти. 3) Шива и Шакти также, говорится, идентичны, различие существует только в имени.
Шива понимается как абсолютное Сознание (чит), в этом случае Шакти – чидрупини («форма сознания»), или созидательная сила сознания (чит-шакти). С Шивой и Шакти соотносятся понятия пракаша и вимарша. С.В. Пахомов поясняет, что пракаша – «…постоянное и пассивное излучение запредельного света. Вимаршанаделяет это свечение активной энергией». Второй термин трактуют, как осознание и отражение. В последнем значении Шакти символизируется зеркалом, отражающим бесконечный свет чистого сознания Шивы. Именно благодаря вимарше (Шакти) создается возможность разворачивания мироздания посредством вибрации (спанда), или колебания процессов унмеша и нимеша, что есть соответственно разворачивание универсума из абсолютного Сознания и его поглощение в непроявленное. Вимарша имеет два состояния. Одно – метафизическое, тонкое, в форме сознания, т.е. чидрупини, другое – онтологическое, грубое, в форме вселенной, вишварупини. Если посмотреть на Шиву и Шакти с точки зрения дихотомии «субъект-объект», то можно сказать, что первый является источником «Я» (ахам), а Шакти содержит в себе семя объекта (идам). Но на уровне пары чит—чидрупини пара ахам—идамнаходятся в неразличимом союзе.
Кроме того, Шива есть Ниргуна («без качеств»), а Шакти– Сагуна («с качествами»). Шива относится к апофатической реальности, о которой нельзя сказать ничего утвердительного, а Шакти охватывает катафатику, т.к. обладая качествами, может иметь те или иные атрибуты. Однако в своем высшем состоянии Шакти есть также Ниргуна.
Таким образом, тантризм разработал особую концепцию биполярного Абсолюта. Здесь можно обнаружить влияние дуализма санкхьи, которая говорит о двух онтологических началах пуруше и пракрити. Но с другой стороны, тождественность Шивы и Шакти напоминает монизм адвайта-веданты. Но есть и отличие монизма тантры от монизма веданты – мир в тантризме реален, т.е. является следствием динамики Шакти (майя-шакти), которая неотделима от высшей реальности, да и сама, в сущности, таковой является. Поэтому, можно говорить о некоем умеренном монизме тантры, или монодуализме.
Онтология. Под онтологией мы здесь будем понимать процесс появления или манифестацию универсума. Шакти является инструментальной и материальной причинной творения универсума, или, точнее, эманационного процесса. В «Саундарьялахари» говорится: «Когда Шива объединен с Шакти, он способен творить; в других же случаях он неспособен даже двигаться». Существует как минимум два варианта этого процесса, которые можно обнаружить в текстах. Во-первых, собственно онтологический, где из Абсолюта происходит истечение сущностей, каждая из которых порождает следующую. Во-вторых, имеет место развитие посредством разворачивания Божественной Речи (Паравак).
1) Первый вариант космогонии заимствован из санкхьи, где говорится о таттвах, или категориях существования. Из абсолютной апофатической реальности (Парамашива, Парашакти, Чит, Парасамвит) благодаря наличию в ней потенции к движению (Шакти) исходит 36 таттв (в отличие от 24 таттв в санкхье), которые подразделяется на три группы: шуддха (чистые), шудха-ашуддха (чистые-нечистые) и ашуддха (нечистые).
2) Звуковая манифестация. Тантрическая философия разработала различные вариации того, как шакти в форме звука эманирует из себя универсум. Наиболее известный вариант фонематической эманации содержится в «Шарада-тилаке» Лакшманачарьи. В «Шарада-тилаке» говорится: «Из Сакала-парамешвары, облаченного в убранства сат-чит-ананды, выходит Шакти; из Шакти – нада, из нада – бинду». Сакала-парамешвара – это Шива с калā (Шакти). Эта Шактисоответствует шакти-таттве. Здесь предстает т.н. причинная Шакти, которая стремится созидать. Шакти в аспекте нада («звук») является первой эманацией. Нада– это еще не физический звук, это тончайший звук, который содержит в себе все возможные звуки в недифференцированном состоянии. Бинду – это анусвара, или назализация санскритских гласных, которая изображается на письме как точка над буквой. В образе бинду соединяются идеи квинтэссенции энергии и ритмического резонанса. Бинду – это блаженное соединение Шивы и Шакти, из которого в итоге рождается универсум. Другое наименование бинду– Шабда-брахман («Брахман звука»). Бинду, или махабинду разделяется на три бинду: бинду, нада, биджа. Бинду соответствует, но на более низком уровне, Шиве, биджа («семя») – Шакти, а нада – связи между ними, Шива-Шакти. Три бинду – это три вида шакти: иччха-шакти (сила воли), джняна-шакти (сила знания), крия-шакти (сила действия). Эта триада является «творением» на трансцендентном уровне, в теле Божества. Триада изображается как треугольник. Линии этого треугольника образуются из 48 букв алфавита: Таким образом, из разделившегося махабинду (т.е. Шакти в форме Шабда-брахмана), исходит «гирлянда букв» (варнамала), т.е. алфавит, буквы которого соответствуют тем или иным аспектам реальности. Эти положения стали фундаментом мантра-шастры, или учения о мантре.
Антропология. Основным постулатом антропологии тантризма является соответствие макро- и микрокосма. Тело человека соотносится со вселенной, а субъект с Высшим Субъектом. С точки зрения тантры, человек состоит из различных иерархически организованных уровней, которые можно условно назвать телами. Каждое из тел соответствует определенному уровню космоса. Тантра выделяет пять тел, или «оболочек» (коша), которые «окутывают» истинную Самость (Атман) человека: аннамайакоша – физическое тело, сотворенная анной (пищей); пранамайакоша — оболочка, сотворенная праной (дыханием), маномайакоша — оболочка, сотворенная манасом (умом), виджнянамайякоша – оболочка сверхсознания, анандамайакоша – тело блаженства. Эта структура, так или иначе, является общеиндийским достоянием. Особенностью же тантризма является наделение физического тела особым значением. Именно посредством него нужно «восходить» к более высоким уровням бытия, тантра предлагает путь к трансформации плотных компонентов тела в более тонкие. Высшим началом в человеке является Атман, который отождествляется с Шакти, или с Шивой, в зависимости от конкретной практики.
Важной в тантрической антропологии является доктрина чакр (кругов), или падм (лотосов), т.е. энергетических центров. Классическое изложение этой доктрины дается в тексте Свами Пурнананды «Шат чакра нирупана» («Описание шести чакр»). Вдоль позвоночника, от половых органов до головы, проходит центральный энергетический канал (нади) Сушумна, слева и справа от которого расположены соответственно лунный (Ида) и солнечный (Пингала) каналы. Внутри Сушумна-нади проходит Ваджрини-нади, внутри которого расположен Читрини-нади, который пронизывает чакры и содержит их в себе. Самой нижней чакрой является муладхара-чакра. Она расположена у корня Сушумны и Канды (корень всех нади), в области между половыми органами и анусом. Здесь «спит» Кундалини – так называемая змеиная сила, которая является важной ипостасью Шакти в человеке. Следующая чакра расположена между пупом и лоюком и называется свадхиштхана-чакра. Выше пупа находится манипура-чакра, в области сердца – анахата-чакра, у основания горла – вишудха-чакра, а между бровей – аджна-чакра. «Над всем этим, в пустом пространстве» расположен тысячелепестковый лотос – сахасрара. Это обитель Шивы-Шакти. Сахасрара является источником шести чакр, но она трансцендентна им. Каждый лотос имеет свои определенные черты в связи такими признаками: число лепестков, цвет, стихия, геометрическая фигура, Бог и Богиня и их священное животное, биджа-мантра и др.
Инициатическая социальная стратификация. Согласно тантре, существует три уровня людей (трибхава): пашу-бхава, вира-бхава, дивья-бхава, которые соответствуют трем видам темперамента: тамасический, раджасический, саттвический. Пашу («скот, связанные») – это «худшие из людей» («Камакхья-тантра», 5. 52). Пашу — человек, связанный узами (паша), которых, согласно «Куларнава-тантре», восемь: сожаление, заблуждение, страх, стыд, отвращение, семья, обычай, варна. Такой человек не пригоден для тантры. Вира(«герой») – человек, который «преодолел влечения, ослепление, отчаяние, гнев, зависть, невежество, страстность и духовную тьму» («Куларнава-тантра», 17. 25). Вира не подчиняется общепринятым социальным и религиозным нормам, т.е. отбрасывает то, к чему привязан пашу. Вира – это истинно посвященный, поэтому может реально практиковать тантрический ритуал. Но, несмотря на все достоинства, в вире еще есть остатки высокомерия, гордости и нетерпимости. Дивья («божественный»), согласно «Камакхья-тантре» (5. 44 — 46), есть тот, кто «привлекает умы всех, говорит правду, пребывает неподвижно (в себе)… устраняющий все неблагое, наделенный всеми благими качествами, такой дивья есть Я (Шива – С.Ж.)». Характерными чертами вира и дивья, является отсутствие дуалистического мировоззрения (адвайта).
5. Практическая сторона индуистского тантризма: ритуал и психотехника
Переосмысление мокши. Адепт обретает в ходе практики различные сверхъестественные способности, или совершенства (сиддхи), такие, как ясновидение, левитация, изменение размеров, знание будущего и др. Однако высшим совершенством является мокша(«освобождение»), причем уже в этой жизни при жизни тела (дживанмукти). Важно отметить, что достижение освобождения не связано с этической проблематикой, т.к. в тантризме нет места противостоянию добра и зла, ибо они, в сущности, совпадают. Цель тантрика – выйти из мира субъект-объектной дихотомии и обрести изначальную целостность и полноту адвайтическогосознания. Поэтому для тантры единственным злом является двойственность. Кроме этого, в тантре переосмысливается понимание мокши как освобождения от всего чувственного. Постулируется единство освобождения и многообразного чувственного опыта, прежде всего наслаждения (бхога, бхукти). «Куларнава-тантра» (2. 24) гласит, что «Бхога поистине становится йогой, зло превращается в добро; жизнь ведет к освобождению…», и еще (5. 80): «Блаженство – образ абсолюта, заключенный в теле [человека]». Исходя из этих идей, тантра отрицает путь аскезы, т.к. любое отречение подразумевает противопоставление себя чему-то. Необходимо принять мир и именно в нем проникать во все более глубокие уровни вплоть до соединения с истоком, с абсолютным бытием. Кроме того, мокша понимается как достижение высшего знания.
Важность Гуру. Нужно подчеркнуть особую важность Гуру в тантрической реализации. Считается, что во время дикши (инициации) учитель одаривает ученика особой благодатью (шактипата), которая формирует основу будущего духовного пути. Учитель является не только посредником божественной силы, а есть воплощение самого Бога, или Богини.
Ритуал пантататтва. Особо важным для тантры и одновременно самым интригующим общественность ритуалом является панчамакара («пять М»), или панчататтва («пять элементов»). Это название связано с тем, что в нем приносятся в жертву пять элементов, начинающихся с буквы «м»: мадья («вино»), мамса(«мясо»), мудра (поджаренные зерна), майтхуна(«половое соитие»).
Осуществлять панчататтву разрешается для виры-бхавы. Целью ее является отождествление себя с Шивой и соединение Шакти, воплощением которой становится реальная женщина. Есть и еще одна задача – разрушение чувственных наклонностей, как это ни странно, и усиление саттва-гуны, дабы достичь уровня дивья-бхавы. В ритуале преображаются страсти, как заметил Абхинавагупта: «То, что согласно учению Вед, является источником греха, ведет, согласно нашей доктрине левого, прямо к освобождению». Джаганмохан Таркаланкар говорит, что «…Шива желает воспользоваться этими сущими ядами для того, чтобы искоренить яд в человеческом обществе. Яд есть противоядие». Можно сказать, что ритуал панчататтваспособствует высвобождению энергии страсти и последующей ее сублимации для подчинения всех сторон личности высшей цели, а именно отождествлению с Шакти. Кроме того, вира посредством принятия запретного стремится выйти за пределы двойственности эмпирического бытия.
Проходя ритуал панчататтва, вира символически соединяется со всей вселенной. Так, вино – символ силы, порождающей огненные элементы; мясо и рыба выражают земных и водных обитателей, а значит являются символами земли и воды; мудрасимволизирует растительный мир; майтхунапредставляет собой три аспекта Высшей Пракрити: воля (иччха), действие (крия), знание (джняна). Таким образом, панчататтва – это жертвоприношение всего сущего Богине.
В случае дивья-бхавы дело с панчататтвой обстоит иначе. Дивья может не осуществлять составляющие ритуала в натуральном (пратьякша) виде, но лишь в сознании. Таттвы здесь становятся только лишь символами умственного и духовного характера. Дивьятак говорит о майтхуне: «Что мне нужно от внешней женщины? Ведь я имею женщину внутри себя».
Йога. Согласно С.В. Пахомову, тантра различает несколько видов йоги. 1) Мантра-йога дает возможность слиться с Божеством посредством звуков. Здесь особое значение имеют биджа-мантры («семенные мантры»). Это непереводимые слоги (напр., РАМ, ЛАМ, ХРИМ), символизирующие тот или иной аспект Божества, или универсума. Но, как заметил М. Элиаде, это «символ» в архаическом смысле слова: одновременно и символизируемая «реальность», и «символизирующий знак». Т.о., биджа-мантра является реальным воплощением Бога, или Богини. 2) Раджа-йога («царская йога») – это три последние ступени Патанджали-йоги(дхарана, дхьяна, самадхи); в центре стоит – созерцание внутреннего «Я». 2) Лая-йога («йога растворения»), или кундалини-йога. В теле человека Шакти присутствует в форме Кундалини («скрученная»). В основании муладхара-чакры находится треугольник, символизирующий йони (вагину). Точка в центре треугольника символизирует фаллос Шивы (лингам). Кундалини обвивает, как змея, лингам Шивы и тем самым сокрывает Брахма-двара («врата Брахмы»), представляя аспект майя-шакти. Итак, у обычного человека (пашу) Кундалини спит. Поэтому цель тантрика – пробудить эту энергию и поднять по центральному каналу (нади) Сушумна через шесть чакр, последовательно активизируя их, вплоть до «тысячелепесткового лотоса». Этот процесс назван Кундалини-йогой, которая имеет основное значение в тантре. 3) Хатха-йога, йогическая работа с физическим телом.
Мандала, янтра, мудра. Для тантризма характерно использование специфических ритуальных и психотехнических средств, особое значение имеют мандала, янтра и мудра. Мандала («круг») – это символическое изображение вселенной, развертывающейся из первоиисточника через серию ступеней. Она представлена сложной композицией, состоящей из круговой границы и концентрических кругов, внутри которых находится квадрат, разделенный на четыре треугольника; в центре каждого треугольника, как и в центре самой мандалы, есть другие круги, содержащие образы божеств или их символы. В практике тантрик отождествляет свое тело с мандалой, локализуя в нем соответствующих божеств и уровни бытия. Янтра («объект, помогающий удерживать», «инструмент», «орудие») – простейшая мандала, диаграмма, составленная из различных геометрических фигур, соотнесенных с определенными мистическими звуками. Каждый элемент янтры подчеркивает тот или иной божественный аспект или ступень мироздания. Янтра есть «выражение, в терминах линеарного символизма, космических манифестаций, возникающих из первичного единства» (М. Элиаде). Мудра («печать, знак, жест») – жест, символизирующий то или иное божество и выражающий те или иные состояния сознания; имеет спасительный (мудра – это то, что дает (ра) блаженство (муд) соединения с высшим Я) и магический смысл. Также мудра является физической репрезентацией мантры, а следовательно и Шакти.