Садхана - это то, что обеспечивает сиддхи (достижение). Это практические способы достижения поставленной цели, состоящие из упражнений и тренировки тела и психических способностей, результатом постепенного совершенствования которых являются сиддхи. Природа и уровень этих способов, в свою очередь, зависят от продвижения на пути осуществления Атмана, скрытого за покровом тела. Способы применяются разные, такие, как почитание (пуджа), внешнее или мысленное; изучение шастр; аскетические подвиги (тапас); упражнение панча таттва, мантра и т.д.
Садхана принимает особый характер в зависимости от достигаемой цели. Так, садхана для Брахма джняны, состоящая в обретении внутреннего управления (дама) буддхи, манасом и ахан- карой, внешнего управления десятью индриями, различения преходящего и вечного, и отречения - как от мира, так и от небес (сварга) - явно отличается от той садханы, которая предписывается, скажем, для целей низшей магии.
■ Садхака и садхика - это, соответственно, мужчина и женщина, совершающие садхану. Соответственно их телесным, умственным и нравственным качествам, все они подразделяются на четыре класса: слабый, средний, исключительный и исключительней- ший, состоящий из готовых (адхикари) ко всем видам йоги. Подобным же образом, те поклоняющиеся, которые называются каула, подразделяются на:
• пракрита, или обычных каул (следующих вирачаре', занимающихся обрядовой практикой и садханой с панча таттвой
• мадхьяма карликов, или средних каул (исполняющих ту же садхану, но с умом, более обращенным к созерцанию, знанию и самадхи),
• и, наконец, высший тип каул (кауликоттама) - превзошедшие всю обрядность и созерцающие Всеобщую Самость.
Существует четыре различных вида поклонения, соответствующих четырём состояниям (бхава). Осуществление того, что Дживатма и Параматма - одно, что всё есть Брахман, и ничего не существует, кроме Брахмана, - это высшее состояние, или драхма бхава. Постоянное йоговское созерцание Деваты в сердце - менее высокая, средняя (дхьяна бхава), еще более низкие - джапа и става (гимны и молитвы), а ниже всего стоит обычное внешнее почитание, пуджа бхава. Она представляет собой состояние поклоняющегося, проистекающее из двойственных представлений о поклоняющемся и почитаемом, слуге и Господе. Этот дуализм существует в большей или меньшей степени во всех состояниях, кроме Высшего. Но для того, кто осуществил адвайта-тантру, знает, что всё - Брахман, нет ни поклоняющегося, ни почитаемого, ни йоги, ни пуджи, ни дхараны, дхьяны, ставы, джапы, враты или других обрядов, ни хода садханы.
Во внешней форме почитание существует либо как почитание изображения (пратима), либо замещающей изображение янт- ры. Сначала садхака должен совершить внутреннее поклонение мысленному образу той формы, который принимает Богиня (Деви). Затем с помощью приёмов «вдыхания жизни» (прана пра- тиштха) этот образ Деви наполняется её жизнью посредством вливания в него света и энергии (теджас) Брахмана, существующих в самом созерцающем садхаке, но отсутствовавших до этого в образе, из которого теперь, подобно пламени, светится сияние Той, чья сущностная основа - само сознание (чайтанъя майа). Как Шакти, Она существует и в камне, и в металле, и в разных других вещах, но там она скрыта и кажется как бы инертной. Чай- танья (сознание) пробуждается поклоняющимся с помощью прана пратиилтха мантры.
Обряды (карма) бывают двух видов. Карма - это либо нитья, либо наймиттика. Первые являются ежедневными и обязательными и осуществляются, согласно предписаниям. Таковы, в частности:
• сандхья, принимающая у шудр тантрийский облик;
• ежедневная служба {пуджа) ишта и кула девате';
• панча махаяджня - для брахманов.
Вторые, или «обряды по случаю» (наймиттика карма) не имеют такого регулярного характера и совершаются добровольно; они считаются добровольными (камья), когда совершаются ради частного результата, как, например, яджня, с определённой целью или совершаемый ради того же тапас (тогда как некоторые виды тапаса относятся к нитья карме) и обряд (врата).